Хижняк Е.В.

ИНТЕРНЕТ-КЛАСС В БИБЛИОТЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Создание Интернет-классов в библиотеках существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив доступ к значительному количеству территориально удаленных ресурсов. Это каталоги библиотек и издательств, полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации, реферативная и библиографическая информация, адресные и справочные базы данных, программные продукты и многое другое. Работа с Интернет-ресурсами имеет свою специфику, отличную от работы с традиционными источниками. Поэтому, для правильного ведения поиска в Интернет необходимо представлять состав пользователей, их интересы и задачи.

Удовлетворенность читателей ресурсами сети зависит не только от реального наличия этих ресурсов в Интернет, но и от подготовки самих читателей. Как правило, сложности возникают при поиске конкретной информации научного характера именно по причине невысокой компьютерной квалификации пользователей. Наиболее высокий процент неудовлетворенного читательского спроса приходится на Интернет-ресурсы научного характера. Их поиск требует значительной подготовки библиографических кадров. Необходимо знать, как грамотно сформулировать запрос, куда с ним обратиться, в каком виде та или иная поисковая система выдает ответ, как с ней обращаться, как уточнить запрос и еще многое другое, что соответствует комплексу знаний об устройстве и принципах работы поисковых систем.

Кроме того, многие потребители полагают, что работать за них должны только специалисты по информационному поиску по причине панической боязни пользователей предлагаемого обучения. В связи с этим, библиотекам следует задуматься о том, чтобы внедрять новые формы знакомства читателей с Интернет и технологиями ведения поиска. Целесообразны краткие ознакомительные курсы и обзорные занятия. Поэтому в перечень услуг Интернет-класса, организованного в 1998 г. в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке (ЦНСХБ) Россельхозакадемии, были своевременно включены ознакомительные занятия для пользователей, проводимые как на платной, так и на бесплатной основе.

Для того чтобы максимально быстро найти необходимую информацию, нужно быть либо опытным пользователем, либо работать с профессионалом-поисковиком. На сегодняшний день библиотеки - единственные организации, где таких специалистов можно найти. К сожалению, готовят их сами библиотеки. И процесс этот должен быть очень динамичным, поскольку приходится осваивать невероятно быстро множащиеся ресурсы сети.

Взаимопонимание пользователя и библиографа становится более проблематичным, так как сказывается разница в знании Интернета, его наполнения и возможностей. Взаимодействие поисковых машин и каталогов тоже оставляет желать лучшего. Организация информационных массивов все еще остается главной проблемой Сети. В решении этих задач очень важным видится кадровое обеспечение специалистами-поисковиками Интернет-классов библиотек. Сейчас особенно необходимы не только их высокая квалификация, но и глубокая профильная специализация кадров.

Одним из наиболее перспективных направлений помощи в поиске ресурсов сети является создание системы проблемно-ориентированных и регулярно обновляемых путеводителей, методических рекомендаций, пособий. Все это позволит существенно оптимизировать процесс информационного обслуживания пользователей и даст возможность рекомендовать наиболее актуальные теме поиска адреса и поисковые системы. В 2002 году в ЦНСХБ для пользователей, интересующихся проблемами сельского хозяйства, было разработано и издано методическое пособие "Тематический поиск информации по проблематике агропромышленного комплекса в сети Интернет".

Кроме того, многие потребители полагают, что работать за них должны только специалисты по информационному поиску по причине панической боязни пользователей предлагаемого обучения. В связи с этим библиотекам следует задуматься о том, чтобы внедрять новые формы знакомства читателей с Интернет и технологиями ведения поиска. Целесообразны краткие ознакомительные курсы и обзорные занятия. Поэтому в перечень услуг Интернет-класса, организованного в 1998 г. в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке (ЦНСХБ) Россельхозакадемии, были своевременно включены ознакомительные занятия для пользователей, проводимые как на платной, так и на бесплатной основе.

Для того чтобы максимально быстро найти необходимую информацию, нужно быть либо опытным пользователем, либо работать с профессионалом-поисковиком. На сегодняшний день библиотеки – единственные организации, где таких специалистов можно найти. К сожалению, готовят их сами библиотеки. И процесс этот должен быть очень динамичным, поскольку приходится осваивать невероятно быстро множащиеся ресурсы сети.

Взаимопонимание пользователя и библиографа становится более проблематичным, так как сказывается разница в знании Интернета, его наполнения и возможностей. Взаимодействие поисковых машин и каталогов тоже оставляет желать лучшего. Организация информационных массивов все еще остается главной проблемой Сети. В решении этих задач очень важным видится кадровое обеспечение специалистами-поисковиками Интернет-классов библиотек. Сейчас особенно необходимы не только их высокая квалификация, но и глубокая профильная специализация кадров.

Одним из наиболее перспективных направлений помощи в поиске ресурсов сети является создание системы проблемно-ориентированных и регулярно обновляемых путеводителей, методических рекомендаций, пособий. Все это позволит существенно оптимизировать процесс информационного обслуживания пользователей и даст возможность рекомендовать наиболее актуальные теме поиска адреса и поисковые системы. В 2002 г. в ЦНСХБ для пользователей, интересующихся проблемами сельского хозяйства, было разработано и издано методическое пособие "Тематический поиск информации по проблематике агропромышленного комплекса в сети Интернет".

Hosted by uCoz